Как отрегулировать развал/схождение

После выполнения ремонта передней подвески, который мог повлиять на углы подвески или после попадания в легкую аварию, в которой удар пришелся в переднюю часть автомобиля, или после удара колесом об бордюр, или после 30000 км. пробега необходимо осуществлять регулировку развала/схождения колес.

От правильной регулировки развала/схождения зависит износ передних шин, устойчивость движения автомобиля и контролируемость при маневрировании, а следовательно, и безопасность движения. В связи с этим регулировку развала/схождения лучше всего доверить специализированной мастерской, обладающей соответствующим оборудованием и персоналом соответствующей квалификации. Но если таковой не имеется или не хочется переплачивать лишние деньги, то эту работу можно выполнить самостоятельно. Причем, самостоятельно выполненная регулировка может получиться даже более точной, чем регулировка в мастерской с устаревшим или не откалиброванным оборудованием или с неквалифицированным персоналом.

Итак, прежде чем приступать к регулировке, необходимо произвести ряд подготовительных мероприятий. Во-первых, необходимо поддомкратить переднюю часть автомобиля и проверить состояние передней подвески в части наличия люфтов. Для этого необходимо подергать каждое колесо, каждый рычаг подвески и каждую рулевую тягу. Если есть изношенные детали и имеется недопустимый люфт хоть в одном месте (шатается сайлентблок, стучит яблоко рулевой тяги и др.), то развал/схождение регулировать нельзя и изношенную деталь придется заменить. Если с подвеской все в порядке, то переходим к следующему подготовительному этапу – проверка деформации колесных дисков. Для этого необходимо повращать колесо и посмотреть, нет ли сильного биения диска из стороны в сторону. Если автомобиль заднееприводной, то надо крутануть колесо рукой посильнее, а если переднеприводной – запускаем двигатель и включаем передачу. Когда колесо вращается, с торца будет хорошо видно, есть ли биение диска. Можно даже к вращающемуся колесу медленно подносить мел, и он начнет чиркать в том месте, в котором диск сильнее всего деформирован. Если выяснится, что диск деформирован, то регулировать развал/схождение бессмысленно и диск нуждается в замене или ремонте. Если с диском все в порядке, то переходим к проверке давления в шинах.

Давление должно соответствовать значению, рекомендуемому заводом изготовителем автомобиля. Именно заводом изготовителем автомобиля, а не шины. Необходимое значение давления воздуха всегда пишется в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Далее необходимо поставить автомобиль на идеально горизонтальную поверхность. Если пол в гараже уложен по уровню, то просто ставим автомобиль в гараж и переходим к регулировке развала/схождения, а если на полу уровня нет, тогда придется немного подсуетиться. А именно, сначала замечаем на полу положение каждого колеса, в котором они будут находиться при осуществлении регулировки. Длинным строительным уровнем (или обычным уровнем, положенным на ровную доску) проверяем отклонение в уровне между теми местами, на которые станут передние колеса и, подкладывая дощечки, добиваемся идеального уровня. Так же поступаем и с местами, в которые станут задние колеса. Между передними и задними колесами тоже желательно обеспечить уровень, хотя он здесь не столь критичен.  После этого ставим автомобиль так, что бы каждое колесо стало на место с установленным уровнем и приступаем к регулировке.

В первую очередь осуществляется регулировка развала и только после этого – схождения.

Как регулировать развал

Развал – это угол наклона колеса наружу или внутрь относительно вертикали. Развал бывает положительный (колесо наклонено наружу), отрицательный (колесо наклонено внутрь), нулевой (колесо расположено строго вертикально).

Существует несколько способов регулировки развала колес. Один из них (с использованием лазерных указок, размеченных экранов и зеркал) рассматривать не будем, т.к. он слишком сложен в организации и исполнении для большинства водителей. А рассмотрим простой способ, доступный каждому, не требующий никакого специального оборудования.

И понадобится нам только отвес (любая нежесткая веревка с тяжелым грузом). Для измерения развала, отвес необходимо свесить с переднего крыла автомобиля так, что бы веревка находилась максимально близко к колесу, но не касалась его и при этом проходила возле оси колеса. Прикрепить веревку можно либо скотчем к крылу, либо положить ее конец на капот и чем-нибудь придавить или даже подвесить к потолку – все зависит от марки автомобиля и от того, как удастся приспособиться.

Когда веревка успокоится, т.е. перестанет болтаться, она будет показывать идеальный вертикальный уровень, т.е. перпендикуляр к полу.

Теперь берем любую математическую линейку, прикладываем ее к нижнему краю колесного диска (держа ее строго горизонтально) и замеряем, на каком расстоянии от диска находится веревка отвеса. Предположим, получилось 20 мм. Потом прикладываем линейку к верхнему краю диска и снова замеряем расстояние до веревки. Предположим, получилось 12 мм. Теперь отнимаем от первого числа второе и получаем промежуточное значение. В нашем примере оно ровняется 20 – 12 = 8 мм. Для удобства расчетов назовем его «число А». Но развал измеряется только в градусах, поэтому нам придется обратиться к математике и высчитать угол, но сначала необходимо измерить диаметр колесного диска. Для этого меряем расстояние между теми точками диска, к которым прикладывали линейку, когда измеряли расстояние до веревки. Предположим, получили 360 мм. Назовем его «число Б». Теперь у нас есть все, что бы узнать величину развала, используя формулу «Sin угла = число А / число Б». Но не стоит пугаться синуса (Sin), стандартный калькулятор, который есть в любом Windows, легко справится с этой формулой.  Для этого открываем калькулятор (Пуск – Все программы – Стандартные – Калькулятор), нажимаем кнопку «Вид» и выбираем там пункт меню «Инженерный», что бы появились дополнительные кнопки. Теперь в этом калькуляторе надо разделить «число А» на «число Б», т.е. в нашем примере надо «8» разделить на «360» и получится длинное число «0,0222222...».

Остался последний шаг – из этого длинного числа высчитать функцию, обратную синусу. Итак, на экране калькулятора находится длинное число «0,0222222...». Ставим в калькуляторе птичку «Inv» (слева чуть выше середины квадратик с надписью «Inv»). После включения этой птички калькулятор будет готов к вычислению обратных величин.

Теперь нажимаем на калькуляторе кнопку Sin и получаем длинное число «1,2733…». Это и есть наш развал, равный 1,27 градуса.

Осталось только узнать, соответствует этот развал требуемому или нет. Для этого открываем руководство по обслуживанию и ремонту автомобиля и ищем там раздел примерно с таким названием «Определение параметров ходовой части» и там будет указано предписанное значение угла развала колес. Например, там может быть такая надпись 1о20’ ±20’. Это значит, что развал должен составлять 1 градус и 20 минут (для справки: один градус состоит из 60-ти минут). «±20’» означает, что допустимо отклонение в 20 минут от значения 1о20’. Т.е. нормальным будет считаться развал не менее 1о00’ и не более 1о40’.

Сравним с числом, которое получили мы. А получили мы 1,27. Т.е. 1 целый градус и 27 сотых градуса. Но в руководстве дано значение в минутах, а не в сотых, поэтому 27 сотых надо перевести в минуты. Для этого надо взять нашу дробную часть (с откинутой целой частью) и умножить ее на 60. Т.е. 0,27 * 60 = 16 минут. Получается, что наш угол развала составляет 1о16’, что соответствует предписываемому.

Если есть необходимость развал подрегулировать, то регулировка осуществляется обычно в одном из двух мест, в зависимости от марки автомобиля:

1) В месте соединения корпуса подшипника ступицы колеса (его еще называют «цафа») со стойкой амортизатора. Так регулируется развал, например, в Volkswagen Passat .

2) В месте соединения оси нижнего рычага и поперечины подвески (добавлением или убавлением регулировочных прокладок). Так регулируется в Жигулях.

Как отрегулировать схождение

Схождение колес – это разность расстояний между передней и задней стороной колес.

Схождение регулируется гораздо проще, чем развал. Для этого понадобится специальная линейка. Если у друга/соседа/знакомого одолжить такую линейку не удалось, тогда придется сделать самодельную. Для этого можно взять две трубы разного диаметра, что бы одна труба входила в другую трубу. Если подходящих труб не имеется, тогда можно взять два деревянных бруска и соединить их так, что бы они могли двигаться друг относительно друга, но находились строго параллельно друг другу. На одной трубе делаем либо засечку, либо царапину, что бы относительно ее делать замер. А на второй трубе крепим школьную линейку. По сути дела у нас получится большой штангельциркуль. Одна труба будет выдвигаться и задвигаться, а засечка будет показывать значение на линейке. Но, к сожалению, в большинстве автомобилей такую самоделку использовать не получится, т.к. элементы подвески не позволят поместить линейку между колесами. Поэтому линейку придется слегка модифицировать. Если она изготовлена из труб, то концы труб можно загнуть в сторону и тогда они будут легко доставать до нужных мест колесных дисков. Если линейка деревянная, то в торцах можно закрепить что-нибудь подходящее, в зависимости от доступных материалов и фантазии.

Сам замер осуществляется элементарно. Залазим в смотровую яму, располагаем линейку между колесами, прижимая концы линейки к передней части колесных дисков и запоминаем положение засечки. Потом прижимаем концы линейки к задней части дисков и запоминаем текущее положение засечки. Разница между двумя замерами и будет составлять величину схождения.

Предписанное значение так же смотрим в руководстве по обслуживанию и ремонту. Оно обычно указано в миллиметрах. Бывает положительное схождение (передняя сторона колеса смотрит внутрь), отрицательное (смотрит наружу) и нулевое (колеса смотрят прямо).

Для регулировки схождения используются рулевые тяги. Отпускаем контргайку и вращаем тягу, пока схождение не станет равно предписываемому.

В заключение

После регулировки развала/схождения обычно выясняется, что руль стоит не прямо. Поэтому руль придется снять со шлицов и поставить обратно так, что бы он стоял ровно. 

# автомобили, ремонт а/м