Как установить сигнализацию самому

Сразу следует отметить, что установка серьезной сигнализации, обладающей мощным функционалом – дело достаточно сложное для простого автолюбителя. Но вполне выполнимое, если задаться такой целью.

Установка сигнализации подразумевает физическое размещение и закрепление каждого компонента сигнализации (блок управления, датчики и др.) и последующее их подключение к бортовой сети автомобиля.

Каждый компонент сигнализации имеет свои требования к месту расположения, но есть общие правила, которые актуальны для всех компонентов. Это следующие правила:

- на компонент не должна попадать вода;

- компонент не должен подвергаться высоким температурам. В связи с этим необходимо избегать мест, которые могут сильно нагреваться (двигатель, впускной и выпускной коллектор, радиатор);

- компонент не должен мешать обслуживанию и ремонту автомобиля (доливанию жидкостей, замене лампочек, предохранителей, шлангов и др.).

- крепление компонента должно быть надежным, с использованием хомутов, скоб, болтов и саморезов. Скотч и клей использовать недопустимо, т.к. рано или поздно он может отклеиться.

Требования по прокладке проводов:

- провода только паяем, скрутки проводов не используем. Это необходимо не только для защиты от окисления мест соединения, но и для защиты от помех, которые непременно возникают в скрученных соединениях;

- провода используем как можно более короткие, т.к. чем короче провод, тем меньше помех он принимает и тем меньше сопротивление прохождению сигналов он создает;

- все пряди проводов упаковываем в жгуты. Это создает, во-первых, защиту проводам от отрывания и перетирания, а во-вторых, усложняет доступ к ним злоумышленников, т.к. не видно, что за провода находятся в жгуте. И, к тому же, качественно упакованный жгут злоумышленники могут принять за штатную проводку;

- все жгуты и провода фиксируем хомутами. Это необходимо для того, что бы провод или жгут не попал куда-нибудь, где он может повредиться, например, под педаль. Бывают даже случаи, когда провод наматывается на рулевой вал и отрывается;

- протягивание проводов из салона в моторный отсек или в багажник или в двери лучше всего осуществлять только в штатных отверстиях, в которых протянута штатная проводка. Это гарантия того, что провода не будут мешать ремонту или обслуживанию автомобиля, т.к. расположение заводских проводов в этом отношении хорошо продумано;

- все соединения проводов изолировать изолентой или термоусадочным кембриком.

Теперь расскажем об установке каждого конкретного компонента сигнализации.

В первую очередь устанавливается блок управления – это самый главный компонент системы, который принимает сигналы от каждого датчика и от управляющего брелка, обрабатывает их и отправляет соответствующие команды потребителям. Жестких требований к его установке нету. Главное только, что бы он был скрыт от глаз. И чем надежнее он будет запрятан, тем лучше. Удобнее всего устанавливать его в торпедо или под капот или в багажник.

Следующий компонент – приемник сигналов от брелка. По сути это радиоприемник с антенной, настроенный на определенную частоту. Он же играет роль передатчика, если необходимо передать сигнал на брелок. От того, как он установлен, зависит радиус действия брелка, а так же четкость реагирования на каждый сигнал брелка. При его установке необходимо выполнить одно условие – между им и брелком не должно быть металлических поверхностей, т.к. металл гасит его сигналы. Приемник сигналов удобнее всего устанавливать в угол лобового или заднего стекла, в бампер, спойлер или прямо под пластик передней панели (торпедо).

Важный момент! Если на стекле есть шелкография, то под ней приемник устанавливать нельзя, т.к. шелкография содержит металл и влияет на работу приемника.

GPS или GSM-передатчики. Их устанавливаем также как и приемник сигналов от брелка – либо под стекло, либо под бампер, либо в спойлер, либо где-нибудь внутри автомобиля, но заранее убедившись, что в том месте есть хороший GPS или GSM-сигнал.

Далее устанавливаем все датчики, имеющиеся в комплекте.

В первую очередь это датчик удара, который присутствует практически в любом комплекте сигнализации. Устанавливаться он должен ближе к середине автомобиля на то место, которое будет хорошо передавать вибрации кузова. Удобнее всего датчик удара устанавливать в нижнюю часть рулевой колонки, т.к. к ней легко подобраться и вибрации она передает хорошо. Этот датчик имеет настройку чувствительности, но осуществлять ее необходимо после того, как все компоненты сигнализации будут подключены.

Следующий датчик, который присутствует в большинстве сигнализаций – микроволновый датчик (он же «датчик объема», он же «датчик движения»). Он испускает микроволновое излучение во все стороны от себя и фиксирует колебания волн, которые возникают, когда кто-то начинает двигаться в этом поле. Фиксирует он как движение внутри автомобиля, так и движение в непосредственной близости от автомобиля. Его особенно важно установить в центре автомобиля. И не где-нибудь на днище, а вверху салона, т.к. его волны проходят только через стекло, а через металл не проходят. Чем меньше металлических элементов будет рядом с ним, тем меньше ложных срабатываний возникнет. Самым идеальным вариантом будет установка этого датчика прямо между спинками передних сидений ближе к потолку. Но в воздух его не повесишь, поэтому приходится устанавливать его либо под потолок (между потолком и крышей есть пустое пространство для этого), либо в пластиковую консоль, которая расположена сзади передних сидений. Но снять потолок в некоторых автомобилях очень сложно, поэтому проще установить его в пластиковую консоль. Этот датчик также имеет настройку чувствительности.

Датчик угла наклона автомобиля можно устанавливать в любом удобном месте.

Сирену ставим под капот. Обязательно направляем ее выходом звука вниз, что бы там не могла собраться вода.

В комплекте обычно присутствует блок со светодиодом, который сигнализирует о режиме работы сигнализации. Устанавливаем его так, что бы он был заметен и находясь за рулем и находясь снаружи автомобиля. Лучше всего в угол ветрового стекла.

Если в сигнализации присутствует модуль обхода иммобилайзера (это устройство, в котором содержится ключ зажигания для осуществления автоматического запуска двигателя), то его необходимо устанавливать в самое труднодоступное место. Это все равно, что уехать отдыхать и оставить ключ от квартиры под ковриком. И раз уж приходится положить ключ под коврик, тогда этот коврик, вернее, модуль обхода иммобилайзера необходимо спрятать в самом труднодоступном месте.

Все дополнительные компоненты сигнализации, такие как блокировочное реле (которое может использоваться для блокировки двигателя, блокировки стартера, блокировки топливной системы, управление электрическими замками дверей) и модуль управления степлоподъемниками (для автоматич закрывания стекол) устанавливаем в любом удобном месте.

Соединение всех элементов сигнализации осуществляем в соответствии с инструкцией, которая всегда присутствует в комплекте. Хотя зачастую разобраться можно и без инструкции, т.к. все разъемы в блоке управления отличаются друг от друга и вставить провод не в свой разъем не удастся.

На этом часть, общая для всех типов сигнализации и всех автомобилей, заканчивается. Дальнейшая работа требует детального изучения электрической схемы автомобиля, на который устанавливаем сигнализацию.

Для начала необходимо решить вопрос о питании сигнализации. Питание должно осуществляться только через предохранитель, а вот откуда подвести питание, это для каждого автомобиля индивидуально. В большинстве случаев питание можно подвести от любого провода, на котором имеется напряжение при выключенном зажигании. Но в некоторых автомобилях, если подключиться к такому проводу, это может привести к тому, что автомобиль не будет переходить в спящий режим, т.е. постоянно будут включены какие-то потребители энергии, отчего будет постоянно разряжаться аккумулятор. Поэтому перед подключением изучаем электросхему автомобиля.

Подключение к сигнализации центрального замка, электроподъемников стекол, иммобилайзера и других дополнительных функций сигнализации опять же осуществляется для каждого автомобиля индивидуально и должно происходить только после детального изучения электросхемы автомобиля. И поскольку электросхема современных автомобилей достаточно сложная, лучше обратиться за помощью к товарищу, который хорошо разбирается в автоэлектронике. Т.к. если ошибиться, то легко можно сжечь что-нибудь из потребителей электроэнергии. Бывает так, что все подключено на первый взгляд правильно и все работает, но постепенно «мозги» автомобиля накапливают ошибки и в один прекрасный момент двигатель перестанет работать. Поэтому с подключением сигнализации к бортовой сети автомобиля лучше не рисковать и обратиться к специалисту.

# автомобили, ремонт а/м